Навигация

12.09.2012 Наша история

12.09.2012 года

Наша история

Заселение Карабулакского края

 

 

Базарнокарабулакская земля привлекала к себе разного рода переселенцев своими лесными, бортными, сенокосными угодьями, водными источниками и пустолежащими тучными черноземами. Здесь, до российской колонизации в XVI – первой половине XVII вв., были только отдельные небольшие поселения татар, чувашей и мордвы, и притом весомая часть из них являлась временными хуторками и починками или представляли собой стоянки кочевников-скотоводов, то есть территория нашего края была фактически безлюдной. Вскоре на карабулакские земли начали переселяться и русские семьи из разных сословий, преимущественно служилые люди, крестьяне и кустари. В начале XVIII в. на пространстве Узинского стана, по подсчетам ученого А. А. Гераклитова, образовались 40 мордовских деревень, 13 татарских поселков и 7 деревень чувашей.

 

 

Русские переселенцы вслед за инородцами в конце XVII и первой половине XVIII вв. основали такие села, как Алексеевка, Карабулак, Лесная Нееловка, Ивановка, Новиковка, Липовка, Содом, Березовка, Большая Гусиха и др. Заселение и основание сел на территории современного Базарнокарабулакского района, наряду со служилыми инородцами (основавшими Шняево, Белую Гору, Абдуловку, Казанлу и др. села), осуществляли также пахотные солдаты (например, с. Стригай), монастырские крестьяне (с. Алексеевка), однодворцы (с. Вязовка) и т. д.

Правительственная колонизация привела к возникновению большинства населенных пунктов нашего края. По подсчетам известного саратовского ученого А. А. Гераклитова, из 116 селений Саратовского края, возникших в период с 1725 по 1746 – 1747 гг., 110 обязаны своему появлению помещикам. Активную колонизационную деятельность проявляла и церковь. На пожалованных и купленных землях с. Алексеевка, Березовка, Вязовка, Максимовка Священный Синод и Троице-Сергиева Лавра построили церкви и разместили в них своих крестьян, что способствовало тем самым демографическому росту и развитию данных сел.

Наряду с государственной колонизацией продолжалась и вольная народная колонизация. В первой половине XVIII в. приток беглых беспрерывно возрастал. Их не пугали, не останавливали ни угрозы, ни розыск и ни строжайшее наказание, предусмотренные законом. Преследуемые властью беглецы обычно долго на одном месте не задерживались. Например, с. Стригай до 1725 г. заселилось пахотными солдатами и однодворцами, и чуть позже к ним присоединились беглые крестьяне, укрывавшиеся до этого на реке Хопер. Приблизительно в середине XVIII в. в Саратовский уезд прибыли самовольно мигрировавшие вольные крестьяне из Нижегородской губернии и избрали себе место в окрестностях с. Карабулак. Они вынуждены были покинуть нижегородскую землю, не выдержав тяжелых поташных работ на казенном предприятии, а также самоуправства приказных людей помещика Яхонтова. Прибыв в Карабулак, они купили у пахотных солдат 100 десятин земли, которой вскоре стало недостаточно на всех. И когда они пытались решить этот вопрос, их начали притеснять местные крестьяне и помещики. Тогда они обратились за помощью, в надежде на защиту и покровительство, к помещику полковнику Канищеву. Но Канищев вскоре, долго не церемонясь, продал обратившихся к нему нижегородцев майору П. Чекмареву, а тот в свою очередь оформил купчую на имя вдовы сержанта А. Хардиной. Началась длительная тяжба между нижегородскими крестьянами и помещиками. И только в 1817 г., когда, наконец, по высочайшему положению Государственного Сената был решен этот вопрос, нижегородцы были вновь переведены в казенную ведомость. Это был один из редких случаев, когда крестьянам удалось отстоять свои права. Он является также примером того, что государственные крестьяне в процессе колонизации могли стать жертвами произвола и превратиться в подневольных людей.

Значительная часть беглых крестьян была вновь закрепощена и записана за помещиками во время первой ревизии (первая в России подушная перепись населения), которая была проведена в 1719 г.

Таким образом процесс заселения земель Карабулакского края происходил разными путями, но главную и решающую роль в этом сыграла миграционная политика правительства. Процесс заселения карабулакских земель и основание в них поселений продолжался до конца XIX века.

Я. ТАШМАТОВ, учитель истории МБОУ «СОШ с. Большая Гусиха»