Навигация

Работа комиссии по снижению неформальной занятости

 

Работа комиссии по снижению неформальной занятости 2020 год

 

Работа комиссии по снижению неформальной занятости 2019 год


Работа комиссии по снижению неформальной занятости 2018 год


Работа комиссии по снижению неформальной занятости 2017 год


Работа комиссии по снижению неформальной занятости 2016 год


Работа комиссии по снижению неформальной занятости 2015 год



Основные неформальные вопросы на сайте министерства занятости, труда и миграции Саратовской области



Что делать, если вы работаете нелегально!



Трудовой договор гарантирует



Признаки того. что вы работаете нелегально!




 

НЕЛЕГАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ – УГРОЗА ВАШЕМУ НАСТОЯЩЕМУ И БУДУЩЕМУ

Каждый хочет, чтобы его родители получали достойную пенсию, дети посещали хорошую школу, чтобы были качественные медицина, благоустройство, дороги и социальные объекты. Финансирование этих мероприятий зависит от полноты уплаты работодателями налогов в бюджет и страховых взносов во внебюджетные фонды.

Официально работающие граждане, за которых уплачиваются страховые взносы, фактически за свой счет обеспечивают социальные выплаты тем, кто работает без оформления трудовых отношений или ведет нелегальный бизнес, получает зарплату «в конверте».

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР, подтвержденные отчисления в Пенсионном фонде является гарантией получения страховой пенсии, оплачиваемых больничных, отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, пособия по безработице и выходного пособия, защиты от травматизма и профессиональных заболеваний. Узнайте, отчисляет ли за вас работодатель страховые взносы в Пенсионный фонд.

Если Вы работаете без трудового договора или располагаете сведениями об использовании труда работников без оформления трудовых отношений, ОБРАТИТЕСЬ:

в Прокуратуру Саратовской области: (8452) 49-66-78, 49-66-74;

в Государственную инспекцию труда в Саратовской области: (8452) 32-42-51.


 

 

РЕГЛАМЕНТ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РАМКАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


В рамках реализации поставленных задач по легализации трудовых отношений в подписанном Губернатором Саратовской области Соглашении между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Саратовской области, в котором установлен контрольный показатель по снижению численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность, на 99 000 человек и подписанных аналогичных Соглашениях между Правительством Саратовской области и главами администраций муниципальных образований, в которых для каждого муниципального образования установлен отдельный контрольный показатель снижения численности нелегально работающего населения определенный пропорционально доле экономически активного населения, проживающего в соответствующем муниципальном образовании.

Нелегальная занятость – это деятельность работников в организациях
и предприятиях, осуществляемая без соответствующего оформления трудовых отношений между работником и работодателем. Субъектами нелегальной занятости являются работники и работодатели, объектами – частные предприниматели, организации и предприятия всех форм собственности. Сферами деятельности, наиболее подверженные риску нелегальной занятости, являются те, в которых значительную часть оказываемых услуг (работ) осуществляют за наличный расчет и у руководства организаций и предприятий существует значительная возможность не легализации оборотных средств и сокрытия выручки от налогообложения. К таким сферам, прежде всего, относятся отрасли торговли, бытовых и косметологических услуг, общественного питания, строительства и ремонта, транспортного обслуживания, аренда, автосервисные услуги, услуги риэлтора и т.д.

Участниками Рабочей группы (далее – Рабочая группа) по реализации Плана совместных действий органов исполнительной власти области, контроля и надзора, объединений работодателей и профсоюзов Саратовской области по легализации трудовых отношений и сокращению нелегальной занятости в организации Саратовской области являются представители:

- органов власти области;

- прокуратуры области;

- Государственная инспекция труда;

- Пенсионный Фонд;

- Фонд социального страхования;

- налоговая инспекция;

- представители общественных организаций работодателей;

- профсоюзы.

Министерством труда и социальной защиты РФ письмом от 10 февраля 2014 года № 16-о/10/П-7674 рекомендовано организацию и координацию работы по снижению неформальной занятости в муниципальных образованиях поручить их главам администраций, с обязательным созданием соответствующих рабочих групп (комиссий).

На основании опыта органов власти Республики Мордовия по снижению неформальной занятости главам администраций муниципальных образований рекомендуется включить в обязательном порядке в состав рабочих групп (комиссий) глав администраций городских и сельских поселений. Кроме того, после доведения до администраций муниципальных образований в соответствии с заключенным Соглашением контрольного показателя снижения численности нелегально работающего населения (определенного пропорционально доле экономически активного населения, проживающего в соответствующем муниципальном образовании), рекомендуем заключить аналогичные Соглашения с администрациями городских и сельских поселений, в которых также установить контрольные показатели по снижению численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность на территориях городских и сельских поселений, входящих в состав каждого муниципального образования.

Точной оперативной информацией о количестве граждан России обладает Пенсионный Фонд РФ (далее – ПФР), так как им осуществляется персонифицированный учет граждан РФ, заключающийся в присвоении каждому гражданину России при рождении индивидуального страхового номера и открытия индивидуального лицевого счета застрахованного гражданина, на который поступают страховые отчисления работодателя. Ежеквартально всеми работодателями должны представляться соответствующие отчеты в ПФР. По данным ПФР за 2014 год в стране зарегистрировано свыше 75 млн. человек, находящихся в трудоспособном возрасте, из которых на лицевые счета 22 млн. человек не поступают страховые отчисления – это около 30% от всего трудоспособного населения страны.

Основная задача, поставленная перед ПФР в рамках проведения мероприятий по легализации трудовых отношений, заключается в осуществлении персонифицированного (пофамильного) контроля за возобновляемыми страховыми отчислениями работодателей на лицевые счета своих работников.

Фонд социального страхования РФ (далее – фонд соцстраха) обладает оперативной информацией о зарегистрированных работодателях, т.е. индивидуальных предпринимателях, организациях и предприятиях, вставших на учет как работодатели, имеющие наемных работников. Индивидуальные предприниматели, не имеющие в найме работников, в органах соцстраха не регистрируются.

Федеральная налоговая служба РФ (далее – налоговая служба) также обладает точными персонифицированными сведениями о легально занятом населении, но не имеет оперативную информацию об этом, так как работодатели отчитываются в налоговую службу 1 раз в год, в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным.

Государственная инспекция труда (далее – ГИТ) осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства и проверки организаций на основании утвержденного графика проверок, а также жалоб от работников, уведомительной информации от органов власти или других контрольно-надзорных органов, органов внутренних дел, содержащих факты нарушений трудового законодательства.

На основании действующего, на сегодняшний день, законодательства РФ, какие-либо проверки коммерческих структур осуществляются только в соответствии с регламентами контрольно-надзорных органов. К контрольно-надзорным органам относятся: Прокуратура РФ (далее – прокуратура), Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), Федеральная налоговая служба РФ (далее – налоговая служба). Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований вообще не имеют полномочия осуществления данных проверок.

В таких условиях возникает проблема осуществления внеплановых проверочных мероприятий, направленных на снижение нелегальной занятости. Так как, внеплановые проверочные мероприятия могут осуществлять контрольно-надзорные органы и органы внутренних дел РФ только после получения информации о наличии каких-либо нарушений, то возникает проблема определения субъекта - инициатора, сообщающего
о нарушениях в сфере нелегальной занятости. В результате обсуждения данной проблемы на заседаниях Рабочей группы было принято оптимальное решение, что таким инициатором будет выступать ПФР на основании имеющейся у него оперативной информации об индивидуальных предпринимателях, организациях и предприятиях.

Мероприятия, проводимые органами власти муниципальных образований, делятся на две категории: мероприятия, направленные на выявление нелегальной занятости и профилактические мероприятия.

К мероприятиям, направленным на выявление нелегальной занятости, относятся контрольно-надзорные мероприятия, осуществляемые путем выхода специалистов организаций, входящих в состав Рабочей группы для проверки индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций и предприятий. Кроме того, для проведения таких мероприятий рекомендовано привлечение представителей органов внутренних дел (далее – полиция) для обеспечения правопорядка.

Перед проведением такого мероприятия необходимо провести подготовительную работу, а именно: ПФР и фонд соцстраха предоставляет на заседание Рабочей группы информацию о «некорректной» отчетности работодателей. Некорректной отчетностью можно считать отчетность работодателей с указанием минимального количества работников при ведении определенного вида деятельности. Например, отчетность салона красоты содержит 1 работника. Как правило, салоны красоты содержат несколько рабочих мест (парикмахер, маникюр, администратор). Такой же подход можно применить и к автосервисам, общественному питанию, где невозможно осуществлять свою деятельность одним работником. Также можно отнести к «некорректной» отчетности информацию об одном работнике при наличии сети точек предпринимательства. Например: станция техобслуживания отчитывается за одного работника, но при этом имеет сеть точек, осуществляющих деятельность и при этом значительно удаленных друг от друга.

После предоставления информации о «некорректной» отчетности ПФР Рабочая группа отбирает наиболее сомнительные объекты и поручает органам власти муниципальных образований произвести предварительный их визуальный осмотр на предмет их идентификации отчетности (фактическое место нахождения, форма собственности, наименование, ИНН, ОГРН и т.д.), фиксации режима работы, наличие количества работников. По итогам визуального осмотра информация предоставляется Рабочей группе, которая окончательно определяет объекты, время проведения проверки и участников выездной группы. Обязательным условием проведения такой проверки является обеспечение ее внезапности путем строгой конфиденциальности работы Рабочей группы.

Проведение данного мероприятия осуществляется только под руководством представителя прокуратуры, в адрес которой ПФР предоставляет письменную информацию о возможном наличии фактов нелегальной занятости (на основании решения Рабочей группы по окончательному выбору объектов проверки).

В зависимости от предполагаемого количества работников в состав выездной группы обязательно приглашаются представители полиции для обеспечения правопорядка. Если на объекте проверки предположительно работают до 10 человек, то количество полицейских может быть не более 2-х человек. Если объектом проверки является большой торговый комплекс или рынок, то необходимо такое количество полицейских, которые могли обеспечить закрытие объекта по периметру для установления личностей работников. В данном случае, также необходимо участие представителей Управления Федеральной миграционной службы (далее – УФМС) для проверки соблюдения миграционного законодательства.

Примером проведения такого мероприятия является проведенный 19 марта 2015 года выездной рейд по коммерческим организациям Заводского района г. Саратова комиссией в составе: представителей областной прокуратуры, прокуратуры Заводского района г. Саратова, министерства занятости, труда и миграции области, министерства экономического развития и инвестиционной политики области, Государственной инспекции труда, Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования, областной налоговой инспекции Заводского района г. Саратова, администрации г. Саратова, полиции г. Саратова, журналистов ГТРК. На основании этого опыта, а также информации, полученной от органов власти других субъектов РФ, осуществляющих координацию деятельности, направленной на снижение нелегальной занятости, составлен настоящий Регламент.

В процессе проведения рейда журналистами ГТРК был отснят видеосюжет о данном мероприятии, который размещен на сайте ГТРК.

В ходе рейда были проведены контрольно-надзорные мероприятия по выявлению фактов неоформленных трудовых отношений между работодателями и их работниками. Во всех проверяемых организациях данные факты были установлены и документально зафиксированы. В процессе проведения мероприятия можно классифицировать следующие системные признаки, характеризующие проведение проверки на объекте:

- отсутствие работодателя;

- отсутствие документов, характеризующих наличие трудовых отношений (трудовые договоры, трудовые книжки работников);

- попытки работников покинуть рабочие места;

- попытки работников выдать себя за посетителей (необходимо сразу зафиксировать наличие элементов спецодежды и специнвентаря у работников);

- отказ работников предоставить документы, удостоверяющие личность;

- отказ работника в предоставлении им письменных объяснений и т.д.

В случае отказа работников предъявить документы, удостоверяющие личность, рекомендуется предложить ему осуществить в полицейском участке процедуру установления личности. Как показывает практика, за этим сразу же следует предъявление необходимых документов.

В случае отказа работника от предоставления письменных объяснений, руководитель группы (работник прокуратуры) составляет соответствующий акт, который подписывается членами выездной группы.

В процессе опроса работника ему задаются следующие вопросы:

  1. Какой период времени он работает в данной организации? Если работник твердо знает, что трудовые отношения с ним не оформлены, то как, правило,
    он называет либо последний месяц до данного мероприятия, либо в течение последнего месяца до данного мероприятия. Если работник уверен, что трудовые отношения с ним оформлены, то он может называть любой более длительный период.
  2. Подписывал ли он трудовой договор и есть ли у него его экземпляр? В случае, если работник уверенно утверждает о наличии у него его экземпляра трудового договора, необходимо договориться с ним о предъявлении его копии в прокуратуру. Если работодатель не отчисляет на данного работника страховые выплаты, а эта информация тут же оперативно проверяется работниками ПФР и фонда соцстраха (по телефону), то работнику сообщается об отсутствии оформленных трудовых отношений с ним, с последующим привлечением работодателя за данное нарушение.
  3. Где находится трудовая книжка работника? Как правило, работник передает трудовую книжку работодателю и в случае сокращения или увольнения работника недобросовестный работодатель может ее не вернуть.
  4. Какую заработную плату он получал за последний месяц? На основании проведенного рейда на данный вопрос работники либо затруднялись что-либо ответить, либо назвали примерный размер минимальной заработной платы, установленной в 2014 году (6 200 рублей).
  5. В каком режиме работает работник (полный или не полный рабочий день)? Если он работает в режиме неполного рабочего дня, необходимо зафиксировать информацию о режиме работы объекта (как правило, ее размещают на видном с улице месте) и уже по результату ответа, если не полный день, то можно сделать вывод о наличии либо еще одного работника, либо о фиктивности установления режима неполного рабочего времени с соответствующими последствиями для работодателя.

Задаются и другие вопросы по ситуации.

После окончания рейда, все процедурные и следственные действия осуществляются работниками прокуратуры и ГИТ.

На основании полученной от органов власти других субъектов РФ информации по борьбе с нелегальной занятостью, применяется практика проведения профилактических мероприятий с участием представителей администрации муниципального образования, членов Рабочей группы и прокуратуры, таких как проведение совещаний с индивидуальными предпринимателями, руководителями или владельцами предприятий и организаций. На такие совещания приглашаются представители работодателей, предоставляющие в ПФР и фонд соцстраха «некорректную» отчетность. На таких совещаниях заслушиваются объяснения представителей работодателей, и по результатам заслушиваний принимается решение об осуществлении выездного мероприятия либо других действий, направленных на легализацию трудовых отношений.

Главная цель проведения всех мероприятий - это постоянные ежемесячные поступления в ПФР и фонд соцстраха страховых отчислений от работодателей на лицевые счета работников. Контроль за выполнением установленных в Соглашении между Рострудом и Правительством Саратовской области показателей по снижению численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность, будет осуществляться Рострудом.

На основе информационной базы ПФР будет осуществляться персональный учет работников, на лицевые счета которых начнут перечислять работодатели страховые взносы после выявления неоформленных трудовых отношений и последующего за этим их оформлением.

 

 


Информация

по реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости

Правовая основа проведения мер по снижению неформальной занятости

Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец дано поручение о снижении не менее чем на 30% численности экономически активных лиц трудоспособного возраста, официально не работающих, и повышения не менее чем на 10% объема поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (протокол от 09.10.2014 № ОГ-П12-275пр).

Во исполнение данного поручения органами власти регионального и муниципального уровней соответствующими нормативными правовыми актами созданы межведомственные комиссии (рабочие группы). Администрациями муниципальных образований заключены соглашения с Правительством области по реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости.

Направления работы

межведомственных муниципальных рабочих групп (комиссий)

 

Выявление «проблемных» работодателей, допускающих использование серых схем занятости, включая замену трудовых отношений гражданско-правовыми, выплачивающих низкую зарплату.

Выявление физических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников и не зарегистрированных в качестве работодателей.

Выявление фактов неформальных трудовых отношений и легализация трудовых отношений (заключение трудовых договоров) с наемными работниками.

Создание условий для ведения бизнеса, при которых исключена либо максимально затруднена возможность нелегального осуществления соответствующей деятельности,

Стимулирование работодателей к легальному оформлению трудовых отношений.

Стимулирование работодателей к повышению оплаты труда работникам.

Повышение поступлений налога на доходы с физических лиц и страховых взносов во внебюджетные фонды.

Обеспечение межведомственного взаимодействия территориальных подразделений ПФ, Регионального отделения ФСС, УФНС, а также центров занятости населения и отделов социальной защиты.

Организация информационно-разъяснительной работы среди населения о негативных последствиях неформальной занятости.

Мониторинг заключения трудовых договоров с работниками, не имевшими ранее оформленных трудовых отношений.

Индивидуальный учет работников, с которыми заключены трудовые договора в установленном порядке (в случае отказа работодателями предоставить документы или неявки на заседания информация направляется в Государственную инспекцию труда).

Анализ результатов работы по легализации неформальной занятости.

 

 

Основные формы работы по снижению неформальной занятости

и увеличению поступлений в бюджет и внебюджетные фонды

 

Целевые группы граждан, с которым зачастую не оформляются трудовые отношения:

- работающие по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в крестьянско-фермерских хозяйствах;

- работающие на арендуемых площадях, закрытых территориях где действует пропускная система;

- граждане, оказывающие профессиональные услуги в индивидуальном порядке (врачи, парикмахеры, учителя, водители и др.).

При выявлении «проблемных» работодателей, допускающих использование «серых» схем занятости, и (или) не зарегистрированных в качестве работодателей источниками информации могут рассматриваться данные:

- структурных подразделений администрации муниципального района (городского округа) - о количестве выданных лицензий и разрешений на ведение видов деятельности в сфере торговли транспорта, объемах производства и численности работников по крестьянско-фермерским хозяйствам и т.д.;

- Пенсионного фонда (о страхователях, представляющих нулевые отчеты, о движении денежных средств по лицевым счетам организаций и предпринимателей при отсутствии информации о наемных работниках и др.);

- Налоговой службы (о снижении либо отсутствие поступлений НДФЛ и страховых взносов по сравнению с предыдущим годом);

- Государственной инспекции труда в Саратовской области;

- Прокуратуры;

участковых уполномоченных полиции о нелегальной деятельности граждан (сдача в аренду жилых квартир, оказание услуг на дому и пр.);

- статистики (о размере заработной платы);

- центров занятости населения (о работодателях, выдавших работникам справки о заработной плате ниже минимального размера оплаты труда или квалифицированному работнику - на уровне минимальной заработной платы);

- профсоюзов и населения (по телефонам доверия) о фактах выплаты заработной платы в «конвертах», заключении с работниками договоров гражданско-правового характера, имеющих признаки трудовых договоров и т.д.

Выявить организации и индивидульных предпринимателей, находящихся «в зоне риска», возможно в ходе следующих мероприятий:

- сверки баз данных о выданных лицензиях и разрешениях на предоставление услуг и зарегистрированных на этих граждан свидетельствах о предпринимательской деятельности - в сфере торговли и транспортных услуг;

- сверки с Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области данных о численности работающих - в сфере торговли, общественного питания и иных организаций, в которых работники осуществляют свою деятельность при условии наличия медицинских книжек;

- анализа данных о строительно-ремонтных организациях, заключающих договоры на выполнение строительно-монтажных работ с бригадами строителей – в сфере строительства.

Информация о недобросовестных работодателях может быть получена в ходе анкетирования молодежи (студентов) по теме трудовой занятости – где работал и были ли оформлены трудовые отношения

Списки работодателей для проведения контрольных (надзорных) мероприятий или мер морального воздействия (в зависимости от ситуации) формируются рабочей группой (комиссией) на основании информации, полученной в результате работы структурных подразделений администрации и в ходе взаимодействия с ведомствами.

По выявленным фактам нарушений – информация должна направляться в Государственную инспекцию труда и в районные (городские) отделения прокуратуры для принятия мер оперативного реагирования.

С руководителями организаций, находящихся «в зоне риска» (заявляющих низкую численность работников, при значительном движении денежных средств по счетам организации иных показателях сокрытия информации, показывающих нулевую отчетность и т.д.) и индивидуальными предпринимателями, не зарегистрированными в качестве работодателей, должна проводиться работа в рамках рабочих групп (комиссий).

При неоднократной неявке работодателей на заседание рабочей группы (комиссии) рекомендуем организовывать для них информационные совещания по вопросу недопустимости нарушений законодательства и предусмотренных законодательством санкций в случае нарушения законодательства в отделениях прокуратуры.

Если в «зону риска» или в число нарушителей попадают организации и предприниматели арендующие муниципальное имущество (землю), а также являющиеся получателями государственной поддержки (льгот), выполняющие работы по муниципальному заказу (или планирующих заключить такие договоры) необходимо провести работу с данными организациями по вопросу сохранения им преференций и договоров с ними.

В целях выработки среди населения нетерпимости к нелегальной занятости необходима организация системного информирования населения о негативных последствиях работы без надлежащего оформления, получения заработной платы в «конвертах», (публикации в местных СМИ, проведение семинаров для работников и работодателей, размещение информации в местах массового посещения жителями района - в торговых центрах, магазинах, на рынках, в транспорте и т.д., размещение информации на информационных стендах, интернет-сайтах и т.д.).

Кроме того, соответствующую информацию можно представлять для размещения в местах, наиболее посещаемых населением - центры занятости населения, многофункциональные центры и другие.

Рассмотрение результатов работы на заседаниях рабочих групп (комиссий) должно проводиться на регулярной основе.

Порядок заполнения электронного отчета

о работе по снижению неформальной занятости, направляемому ежедекадно в министерство занятости, труда и миграции области

 

1. Заполненную форму отчета необходимо высылать в министерство занятости, труда и миграции области строго каждые 10, 20 и 30 число месяца (если день предоставления отчета приходится на выходной, то предоставить отчет нужно в последний рабочий день предшествующий выходному) по электронной почте на адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript с пометкой в теме сообщения «Мониторинг неформальной занятости _______ муниципального района».

 

2. Необходимо внимательно проверять соответствие показателя в графе 3 «Количество выявленных в течение прошедшей декады работников, с которыми не заключены трудовые договоры» и в графе 3.1 «Количество выявленных работников, с которыми не заключены трудовые договоры – всего» - количество выявленных трудовых договоров за декаду должно суммироваться в количество выявленных всего и не должно расходится с данными предыдущих ежедекадных отчетов.

 

3. При расхождении данных в графе 4 «Количество работников из числа указанных в гр. 3, с которыми в течение прошедшей декады заключены трудовые договоры» и графе 3 «Количество выявленных в течение прошедшей декады работников, с которыми не заключены трудовые договоры», если количество заключенных за декаду превышает количество выявленных за декаду, необходимо пометить, что в данное количество вошли трудовые договоры, выявленные ранее, но не заключенные в тот период.

 

4. Также рекомендуем вести реестр сведений о работниках, с которыми заключены письменные трудовые договоры, для дальнейшего контроля и отслеживания поступления страховых взносов за данных работников, по нижеприведённому примеру:

 

 

Наименование

работодателя

Дата

заключения

Трудового

договора

ФИО

сотрудника

Должность

(профессия)

Дата расторжения

трудового договора, основание расторжения

Примечание

(мероприятия, в ходе которых выявлены данные работника)

1.

ООО «Заря»

21.03.2015

116

Климов Е.П.

охранник

 

 

ОАО «Бион»

25.03.2015

б/н

Ворохов А.С.

продавец

 

 

3.

…..

 

 

 

 

 

 

 

Ответственность за достоверность данных, содержащихся в отчете, несет руководитель рабочей группы (комиссии).



 

НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

В Базарно-Карабулакском муниципальном районе отдельные работодатели предпочитают не оформлять трудовые отношения, а некоторые жители по-прежнему получают зарплату «в конвертах» и работают без оформления трудового договора.

Работник, соглашаясь на выплату зарплаты в «конвертах», должен помнить, что не оформление в установленном законодательством порядке трудового договора является не только нарушением трудового законодательства, но в перспективе влечет за собой проблемы для работника.

Работая в условиях «серой схемы трудовых отношений» работник остается полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем; он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или иным образом ущемляет работодатель. Доказать факт трудовых отношений в суде очень сложно, т.к. для этого требуются свидетельские показания, однако, далеко не всегда работники организации соглашаются дать показания на суде против собственного работодателя.

Не оформляя в установленном законодательством порядке прием на работу работника, работодатель лишает его заслуженного пенсионного обеспечения. Период работы без оформления в установленном порядке трудовых отношений не будет включен в страховой стаж, что приведет в будущем к низкому размеру пенсии.

Работник не будет иметь права на выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, пособия на случай безработицы, права на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, социальных гарантий, предусмотренных коллективным договором и локальными нормативными актами, действующими у работодателя.

Работник также лишается возможности получить банковский кредит, социальный налоговый вычет при приобретении квартиры, получении платного образования и платных медицинских услуг.

Сегодня сложившаяся ситуация с использованием схем выплаты заработной платы «в конвертах» с целью занижения налогооблагаемой базы на особом контроле у Правительства Российской Федерации. В области проводится работа по выявлению работодателей, использующих труд граждан без официального оформления трудовых отношений и не уплачивающих страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Однако решить эту проблему без участия самих работников, соглашающих на неоформление трудовых отношений, получающих заработную плату «в конверте», практически невозможно.

В случае отказа работодателя от оформления трудовых отношений и иных нарушений трудового законодательства граждане могут обратиться в Государственную инспекцию труда в Саратовской области (адрес: 410005, г. Саратов, ул. 1-ая Садовая, 104, телефон «горячей линии» 50-28-89, http://git64.rostrud.ru) или в администрацию района по телефону 2-22-88, 2-18-00.

Для сведения работодателям!

С 1 января 2015 года федеральным законодательством установлена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей.

Совершение указанных административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 200000 рублей, а для должностных лиц - дисквалификацию на срок от 1 года до3 лет.