Навигация

К сведению работодателей муниципального района всех форм собственности!

 

 

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке труда» и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке труда» (размещены на сайте администрации района в разделе «Сектор по трудовым отношениям»).

Согласно 426-ФЗ (ст. 3) специальная оценка труда является единым комплексом мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работника. Закон определяет сроки (ст. 8), порядок (ст.ст. 8 - 18) проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя (ст. 4), работника (ст. 5) и организации, осуществляющей специальную оценку труда (ст. 6). Результаты специальной оценки условий труда (ст. 7) учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, в целях предоставления компенсации работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.). В случае если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (ст. 27).

Закон № 421-ФЗ (ст. 15) устанавливает, что порядок и условия осуществления компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный отпуск, повышенная оплата труда) в отношении работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 года при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Этот документ также вносит изменения в 13 федеральных законов, в том числе в Трудовой и Уголовный кодексы, КоАП, в законодательство об охране труда и пенсионное законодательство. Так, изменения касаются вопросов занятости населения. В частности, ст. 3 закона дополняет статью 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О защите инвалидов в Российской Федерации» частью второй следующего содержания: «При исчислении квоты при приеме на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки труда».

Статьей 12 внесены следующие основные изменения в Трудовой кодекс РФ

1. Введен прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ст. 15 ТК).

2. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не для всех работников, условия труда которых отнесены к вредным, а лишь для тех, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки труда отнесены к вредным условиям труда 3 и 4 степени или опасным условиям труда (ст. 92 ТК). Продолжительность рабочего времени у них может быть увеличена (более 40 часов в неделю с выплатой денежной компенсации) на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника (ст. 92 ТК).

3. Несмотря на то, что для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (ст. 94 ТК).

4. Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, допускается суммирование рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов (ст. 104 ТК).

5. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется не всем работникам, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным, а лишь работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (ст. 117 ТК). Часть дополнительного оплачиваемого отпуска на сновании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника может быть заменена денежной компенсацией (ст. 117 ТК).

6. Взамен обязанности работодателя проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда введена обязанность проводить специальную оценку труда (ст. 212 ТК).

7. Исключена обязанность работодателя проводить сертификацию организации работ по охране труда (ст. 212 ТК).

8. Исключен запрет переоснащения объектов производства,  внедрения новой техники и новых технологий без заключения экспертизы условий труда (ст. 215 ТК).

9. Взамен полномочия органов исполнительной власти субъектов в области охраны труда по организации введено полномочие по координации проведения на территории субъекта РФ обучения работников (ст. 216 ТК).

10. Исключено полномочие органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда по организации проведения на территории субъекта РФ инструктажа по охране труда, стажировке на рабочем месте (ст. 216 ТК).

11. Исключено полномочие органов субъектов РФ в области охраны труда по организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям (ст. 216 ТК).

12. Взамен государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда введена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда (ст. 216.1).

13. Исключена государственная экспертиза условий труда в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 216.1).

14. Установлены особенности регулирования отношений с экспертами в сфере проведения специальной оценки труда (ст. 351.3).

15. Государственные инспекторы труда наделены правом предъявлять организации, проводящей специальную оценку труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке труда (ст. 357 ТК).

Изменения в пенсионном законодательстве

Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что теперь в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указывается, в том числе, период работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в случае установления по результатам спецоценки вредных условий труда. Ранее не было ссылки на условия труда и их оценку.

Страхователям по обязательному пенсионному страхованию (лицам, производящим выплаты физическим лицам) устанавливаются дополнительные тарифы страхового взноса по специальной оценке условий труда, в зависимости от класса условий труда: опасный, подкласс 4 – солидарная часть тарифа страховых взносов 8%; вредный, подкласс 3.4 – 7%, 3.3 – 6%, 3.2 – 4%, 3.1 – 2%; допустимый, подкласс 2 – 0%; оптимальный, подкласс 1 – 0%.

Аналогичные изменения внесены в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Досрочная трудовая пенсия теперь назначается за вредные и опасные условия труда, установленные по результатам специальной оценки труда. Ранее досрочная трудовая пенсия назначалась в соответствии с наименованием профессии, должности, производства или вида работ без учета оценки труда, проведенной, в том числе, по результатам аттестации рабочих мест.

При этом пунктом 4 ст. 15 закона № 421-ФЗ установлено, что положения пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) до установления на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ, класса условий труда в порядке предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке труда», не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке труда», признаны оптимальными или допустимыми) при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции настоящего Федерального закона).

Изменения в Уголовныом кодексе РФ

За нарушение требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, увеличивается размер штрафа с двухсот до четырехсот тысяч рублей. Вводится ответственность за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Данное деяние наказывается принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Изменения в КоАП РФ

(вступает в силу с 1 января 2015 года)

Вместо одной статьи, касающейся нарушения законодательства о труде и об охране труда, вводится различная ответственность за разные виды административных нарушений: за незаключение, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора в виде штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до ста тысяч рублей. Повторное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до двухсот тысяч рублей.

Также в КоАП вводится ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты) в виде штрафа на должностных лиц вплоть до тридцати тысяч рублей, на юридических - до ста пятидесяти тысяч рублей. Повторное деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от ста до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вводится ответственность за нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда в виде штрафа: на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от семидесяти до ста тысяч рублей. Повторное деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – в размере от ста до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.

Вводится ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в виде административного штрафа: на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до двухсот тысяч рублей.

Справки по телефону 8(84591) 2-22-88, сектор по трудовым отношениям администрации района.