Навигация

Изменения законодательства о труде на 2014 г.

 

 

 

К ведению работодателей муниципального района независимо от формы собственности!



С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке труда», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона  «О специальной оценке труда» (размещены на сайте администрации района в разделе «сектор по трудовым отношениям).
Согласно закону  № 426-ФЗ (ст. 3) специальная оценка труда является  единым комплексом мероприятий по идентификации  вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса  и оценки уровня их воздействия на работника. Закон № 426-ФЗ определяет сроки (ст.8), порядок (ст. ст. 8-18) проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя (ст. 4), работника (ст. 5) и организации осуществляющей специальную оценку труда (ст. 6). Результаты специальной оценки условий труда  (ст. 7) учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный  фонд Российской Федерации, в целях предоставления компенсации работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.). В случае если до 1 января 2014 года  в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении  таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (ст. 27).
Закон №  421-ФЗ (ст. 15) устанавливает, что порядок и условия осуществления компенсационных мер (сокращённая продолжительность рабочего времени, ежегодный продолжительный отпуск, повышенная оплата труда) в отношении работников, занятых на работах с вредными  и опасными  условиями  труда, не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 года при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся  основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Закон  № 421-ФЗ также вносит изменения в  13 федеральных законов, в том числе в Трудовой и Уголовный кодексы, КоАП, в законодательство об охране труда и пенсионное законодательство.
Так, изменения касаются вопросов занятости населения.  В частности, ст. 3 закона  № 421-ФЗ дополняет  в статью 21 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О защите инвалидов в Российской Федерации» новой частью второй следующего содержания: «При исчисления квоты при приёме на работу инвалидов  в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки труда».
Основные  изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (внесены статьёй 12 закона № 421-ФЗ)

 

  1. Введён прямой запрет на заключение кражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые  отношения между работником и работодателем (ст. 15 ТК).
  2. Сокращённая продолжительность рабочего времени  устанавливается не для всех работников, условия труда которых  отнесены  к  вредным, а лишь  для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки труда отнесены  к вредным условиям труда 3 и 4 степени или опасным условиям труда(ст.92 ТК). Продолжительность рабочего таких работников может быть увеличена (более 40 часов в неделю  с выплатой денежной компенсации) на основании отраслевого  (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника (ст. 92 ТК).
  3. Несмотря на то, что для работников , занятых на работах с вредными условиями труда, установлена сокращённая продолжительность рабочего времени, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности  ежедневной работы (смены) при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (ст. 94 ТК).
  4. Для работников, занятых на работах с вредными  и опасными условиями труда допускается суммированного рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учётный период не превышала нормального числа рабочих часов (ст. 104 ТК).
  5. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск  предоставляется не всем работникам, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным, а лишь работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (ст. 117 ТК). Часть дополнительного оплачиваемого отпуска, на сновании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника может быть заменена денежной компенсацией (ст. 117 ТК).
  6. Взамен обязанности работодателя проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда введена обязанность проводить специальную оценку труда (ст.  212 ТК).
  7. Исключена обязанность работодателя проводить сертификацию организации работ по охране труда (ст.  212 ТК).
  8. Исключён запрет переоснащения объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых  технологий без заключении экспертизы условий труда (ст. 215 ТК).
  9. Взамен полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по организации введено полномочие по организации введено полномочие по координации проведения на территории субъекта Российской Федерации обучения работников (ст. 216 ТК).
  10. Исключено полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации  инструктажа по охране труда, стажировке на рабочем месте (ст. 216 ТК).
  11. Исключено полномочие органов субъектов Российской Федерации в области охраны труда по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации аттестации рабочих мест по условиям труда и подтверждения  соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям  охраны труда  (ст. 216 ТК).
  12. Взамен государственной экспертизы условий труда  в целях оценки качества проведения аттестации  рабочих мест по условиям труда  введена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда (ст. 216.1).
  13. Исключена государственная экспертиза условий труда в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным  требованиям охраны труда (ст. 216.1).
  14. Установлены особенности регулирования отношений с экспертами  в сфере проведения специальной оценки труда (ст.  351.3).
  15. Государственные инспекторы труда наделены правом предъявлять организации, проводящей специальную оценку труда, обязательные для исполнения предписания об  устранении  нарушений требований законодательства о специальной оценке труда (ст. 357 ТК).

Изменения в пенсионное законодательство

Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном)  учёте в системе обязательного  пенсионного страхования» предусмотрено, что теперь в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица указываются, в том числе, период работы, дающий право на досрочное назначений трудовой пенсии по старости в случае установления по результатам спецоценки вредных условий труда. Ранее не было ссылки на условия труда и их оценку.
Федеральный закон  от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Страхователям по обязательному пенсионному страхованию (лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица) устанавливаются дополнительные тарифы страхового взноса по специальной оценке условий труда, в зависимости от класса условий труда.


Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8,0  процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Вредный

3.4

7,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

 

3.3

6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

 

3.2

4,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

 

3.1

2,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Допустимый

2

0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Оптимальный

1

0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Аналогические изменения внесены в Федеральный законот 24 июля 2009 года 3212-ФЗ «О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
Федеральный закон от  17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Досрочная трудовая пенсия назначается за вредные  и опасные условия труда,  установленные по результатам специальной оценки труда. Ранее досрочная трудовая пенсия назначалась в соответствии с наименованием профессии, должности, производства или вида работ без учёта оценки труда, проведённой,  в том числе, по результатам аттестации рабочих мест по условиям  труда.
При этом пункт 4 статьи 15 закона  №421-ФЗ  установлено, что положения пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) до установления на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1-18 пункта статьи  27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», класса условий труда в порядке предусмотренном  Федеральным законом «О специальной оценке труда», не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведённой в соответствии с порядком, действовавшим  до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке труда», признаны оптимальными или допустимыми) при условии начисления и уплаты страхователем  страховых взносов по соответствующим  тарифам,  установленным статьёй 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ,  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»  (в редакции настоящего Федерального закона).

Изменения в Уголовный кодекс РФ

В Уголовном кодексе за нарушение  требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, человека, увеличивается размер штрафа с двухсот до четырёхсот тысяч рублей; вводится ответственность за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,  данное деяние наказывается принудительными работами  на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до  трёх лет или без такового.
Изменения КоАП РФ
(вступает в силу с 1 января 2015 года)

В КоАП вместо одной статьи, касающейся нарушения законодательства о труде и об охране труда, вводится различная ответственность за разные виды административных нарушений. Вводится ответственность за незаключение , уклонение от оформления  или ненадлежащее  оформление трудового договора в виде штрафа на должностных лиц  в размере от десяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, - от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до ста тысяч рублей. Повторное деяние  влечёт наложение административного штрафа  на граждан в размере   пяти тысяч рублей; на должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Также в КоАП вводится ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождение в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, необеспечение  работников  средствами индивидуальной защиты) в виде штрафа на должностных лиц вплоть до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц вплоть  до ста пятидесяти тысяч рублей. Повторное деяние влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вводится ответственность за нарушение организацией, проводившего специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда в виде штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч  рублей. Повторное деяние влечёт наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до  пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до  трёх лет; на юридических  лиц – в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток. 
Вводится ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзора за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в виде административного штрафа на должностных лиц  в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет;  на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Справки по телефону 8-845-91 -2-22-88, сектор по трудовым отношениям администрации района.