Навигация

Поклонились могиле через 70 лет

 

 

 

В братских могилах герои лежат,  верят солдаты, что их навестят…

Семья Черновых из с. Большой Содом проводила на фронт в июне 1941 г. хозяина Василия Максимовича и старшую дочь Шуру, за ними – сыновей Алексея и Федора. Разбросала их судьба по разным фронтам и армиям. Отца даже считали без вести пропавшим (так он и обозначен в Книге Памяти).

Но, пройдя со штабом Рокоссовского от Москвы до Берлина, В. М. Чернов вернулся осенью 1945 г. домой. В составе эвакогоспиталя  3-го Украинского фронта служила  Шура (Александра Васильевна Тычкова). Она тоже в ноябре демобилизовалась и вернулась в село. Сын Федор отдавал долг Родине на Балтийском флоте, в составе Северного конвоя не раз сопровождал суда с оружием и продуктами из Англии и Бельгии. Он получил звание капитана 2-го ранга и остался после войны в Таллине.

 

Вестей не было лишь от Алексея. После окончания восьмилетки он стал курсантом Саратовского училища ВВС. Но осенью 1941 г. вышел приказ о переводе курсантов в пехотно-артиллерийское училище, где после годичного обучения ему было присвоено звание «лейтенант». Вскоре их отправили в Красный Кут, откуда по Левобережью в обход Сталинграда они пешком двинулись к Астрахани. Шли в основном в темное время суток. Их бомбили, обстреливали, мешали продвижению. Во время одного налета погиб  земляк Алексея Антипов из с. Малый Содом, во время другого был ранен и отбыл в госпиталь Алебастров из Б. Карабулака. 7 декабря 1942 г. от Алексея пришла телеграмма «Мама, я в Астрахани». Это была последняя весточка от него…

Сестра Шура начала искать след своего брата уже после войны. Из архива Минобороны Подольска пришел ответ, что лейтенант А. В. Чернов геройски погиб в Ростовской области. Но оставались вопросы: как? где? Есть ли захоронение? Ушли из жизни отец, мать, брат, сестра. И тогда поиск продолжила я - дочь Александры Васильевны.  Благодаря  интернету и сайтам поисковиков  уточнила все данные через Ростовский облвоенкомат и Егорлыкский райвоенкомат. Поисковики - это одержимые люди, которые годами ведут поиски, не отказывают в помощи никому и сами ей рады! И именно благодаря им была найдена братская могила с именем моего дяди в хуторе Таганрогском. Я с сыновьями немедленно собралась в дорогу.

Лейтенант Чернов состоял при военном совете 28 армии Южного фронта. Из-за нехватки командиров был назначен таковым у новобранцев, которые в основном были из Средней Азии, что и сыграло роковую роль в его судьбе. Его армия двигалась к Ростову, где создавалась нашим командованием иллюзия подготовки крупного наступления. Задачей было - отвлечь часть противника от Сталинграда. Зима стояла с сильными морозами, но все до одного получили зимнее обмундирование и так добрались до озера Маныч. Под Орловским их накрыл ледяной дождь - так в этих местах бывает. Вымокли все, но движение продолжалось пешком.

Мы ехали на автомобиле. За окном мелькали поля с подсолнечником, рощицы, конезаводы, станицы и хутора Орловский, Целина, Гигант. А ведь весь этот путь бойцы прошли своими ногами. Соблюдая порядок, ведя бои, уничтожая захватчиков, добрались до хутора Балабаново, где засели отборные эсесовские части. Вокруг ни кустика, ни деревца. Только чистое поле. Начался минометный обстрел. Для наших воинов укрытием был мокрый снег. И тут случилось то, чего никто не ожидал: новобранцы собирались группами-кучками и оплакивали погибших товарищей, а по ним в это время велся прицельный огонь. Взрывы, крики… Как ни старались командиры, переубедить бойцов не удавалось - они и по-русски плохо понимали. Тогда Алексей принял решение: «Вперед и только вперед! Не дать солдатам время на молитвы и слезы!». С пистолетом в руке и криком: «За мной, товарищи!» – он бросился из укрытия. Ударила автоматная очередь. Еще несколько шагов …и с широко раскрытыми глазами Алеша упал…

Бойцы за своим командиром вскочили и через несколько бросков оказались на околице. К вечеру хутор был освобожден. На том поле  в один день погибли более 400 человек. Это произошло 26 января 1943 года. Накануне Алексею исполнилось 19 лет.

На мемориальной плите 110 фамилий: среди них много ребят из Средней Азии и офицеров. Через столько лет мы были первыми, кто посетил это захоронение. Местные жители показали нам поле, где погиб мой дядя, рассказали про тот бой, о жизни «под немчурой», о солдатах со странно «окающей и певучей речью» и добрыми глазами. Мы же долго стояли у братской могилы, читали фамилии и слушали эти рассказы со слезами на глазах. Высыпали родную землю в клумбу, зажгли свечи и возложили венок. Расставаясь,  решили по возможности еще раз побывать там, где лежат герои прошедшей войны, отдавшие свои юные жизни за нас и нашу великую Родину! Вместе с поисковиками теперь собираем материал о том походе 28 армии, о сражениях и боях маленькой героической страницы  в жизни моего дяди А. В. Чернова, которого не видела ни разу, но память о котором будет жить в наших сердцах!

Т. КИРЮХИНА