Навигация

Заболевание гениев

 

 

 

 

 

ЕЖЕГОДНО 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой

численностью детей, страдающих этим расстройством психики. Аутизм – это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трёх лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Им страдают преимущественно дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для заболевания в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, нежелания общаться с окружающими, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жёсткой стереотипностью – от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм). У таких детей отлично развито периферическое зрение, они часто не обращают внимания на звуки и не реагируют на собственное имя. Нередко у аутистов констатируют проблемы со слухом, которые в действительности отсутствуют. Больной может одновременно совмещать черты гения и умственно отсталого человека. В какой-то области, например: музыке, математике, живописи, конструировании, могут проявиться выдающиеся способности. При этом он не будет иметь малейших бытовых и общественных навыков. По данным органов здравоохранения США, расстройства аутистического спектра встречаются у 1 из 68 детей в мире, тогда как ещё три года назад соотношение было 1 к 88. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. В России на данный момент нет достоверной статистики о количестве детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра. Причины заболевания до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды. Раннее диагностирование аутизма, надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека. Для лечения детей используются индивидуальные программы психологической коррекции.

Р. ИОНОВ, врач-психиатр